У початок

Одной ценовой «формулы» недостаточно для построения надежной системы обеспечения УЗ топливом — С.Куюн

Введение «формульного» ценообразования при закупке дизельного топлива не помогло ПАО «Укрзализныця» построить надежную и эффективную систему обеспечения ресурсом. Об этом пишет в статье «Формула самосохранения» для «Зеркала недели» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

По его словам, переход в начале 2018 г. на формульные контракты с автоматическим определением цены на основе внешних котировок, курсов валют, актуальных ставок налогов и т.д помог убрать человеческий (читай — коррупционный) фактор как основную проблему госзакупок.

«Благодаря формуле была полностью исключена коррупционная составляющая: теперь не нужно никому никуда бегать, поднимать цены, кого-то просить, договариваться… Этот проект принес плюсы не только отдельным трейдерам, но и рынку в целом», — отмечает руководитель группы компаний Wexler Петр Белз.

Между тем, по мнению автора статьи, об окончательной победе, после введения «формулы», говорить еще рано.

«Вопросы начинаются со второго по величине поставщика (для УЗ. — Ред.), группы компаний «Трейд Коммодити», которая лишь символически уступает лидеру, — 115 тыс. т, или 40% объема. Вопрос в следующем: как у трейдера из Каменского получается предлагать цены ниже, чем у именитых ОККО, WOG и даже Socar — трейдера международного уровня?» — вопрошает эксперт.

По словам С.Куюна, компании группы «Трейд Коммодити» преимущественно импортируют дизтопливо по морю, а это наиболее дорогой источник поставок.

«Обратим внимание, что через порт Николаева, откуда группа «Трейд Коммодити» отправляет дизтопливо для «Укрзализныци», завозятся крупнейшие объемы авиатоплива. Только за восемь месяцев 2018 года из Николаева в неизвестном направлении ушло около 100 тыс. т авиакеросина. Применение керосина понятно: на каком-то этапе он смешивается с дизтопливом для снижения его себестоимости за счет плотности и низкого акциза (в семь раз ниже, чем на ДТ). Это дает экономию минимум 50 долл./т — огромное преимущество по меркам рынка», — говорится в статье.

Какой продукт идет в локомотивы «Укрзалізниці» из Николаева, могла бы показать экспертиза, но ее результаты неизвестны. Как неизвестно и то, проводится ли вообще анализ топлива как таковой.

«У них (в «Укрзализныце». — Ред.) вечный аврал, все поставки «с колес», топлива постоянно не хватает, какой там контроль качества!» — говорит один из трейдеров офф-рекордс.

О преждевременности заявлений о преодолении «Укрзализныцей» топливной проблемы свидетельствуют и события августа-сентября 2018 года, когда «железка» снова оказалась на грани остановки и даже была вынуждена брать топливо в долг. 

«Отсюда следует и главная проблема, которую так и не удалось решить УЗ, — график отгрузок топлива. «Укрзализныця» имеет прогнозированную ежедневную потребность в дизтопливе, так почему бы не провести тендеры на год вперед, четко расписав между победившими трейдерами график поставок этого нефтепродукта? В поисках ответа на этот вопрос приходишь к выводу, что «Укрзализныця» просто не может обеспечить такой график финансирования закупок», — резюмирует автор.

Как сообщал enkorr, 19 октября ЦОП объявил тендеры на закупку 32 тыс. т дизельного топлива с применением формульного расчета цены.  Компания намерена провести два тендера на закупку 20 тыс. т ДТ (по 10 тыс. т каждый) и один тендер, который предполагает поставку 12 тыс. т ресурса.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти